Киваї

с.Киваи, Великотопальська вол.

Церковь святого Архистратига Михаила

ГАБО Брянск

Метрична книга: 255/1/98 1831-1841г. 161л; 250/1/46 1843-1848г. 167л; 250/1/47 1898г. 21л; 250/1/46 1899г. 19л

 

КИВАЙ, с, Клинц. р-на, Медвёдовского с.п., в 18 км к Ю.-В. от Клинцов (52°36’15» с.ш., 32°22′ в.д.). 0,51 тж.; макс. 1,18 т.ж. (1926), до Вел. Отеч. во­йны преобладало укр. население. Осн. не позд­нее 1 пол. XVII в.; упом. как село с 1683. Со 2 пол. XVII в. — владение стародуб. магистрата, с 1705 — Голембиовских, позднее Рагузинских, Бо­роздны и др. Приход церк. Архангела Михаила упом. с 1767 (в 1852 на средства Бороздны по­строена каменным зданием; закрыта в 1 пол. XX в., не сохр.). До 1781 село входило в Новомест-скую сотню Стародуб. полка; с 1782 относилось к Сураж. уезду, с нач. XIX в. в Новозыбк. уезде (с 1861 — в составе Великотопальской вол.). С 1926 в Клинц. волости и уезде, с 1929 в Клинц. р-не. В сер. XX в. — колхоз «Атеист». До 2005 — ц. Ки-ваевского с/с (в 1954-1960 в Бутовском с/с). Отд. связи (инд. 243114), Дом культуры, библиотека, средняя школа. Пожарное депо. По берегам р.Титвы — добыча торфа.

село Киваи и деревня Кневичи завладения полского были шляхетские, а по изгнании ляхов змалой России были оние село и дервня вдиспозиции войсковой свободние, и село Киваи 1705, а деревня Кневичи 1708 годов в генваре мсце гетман Мазепа своими универсалами надал вовладение значковому товарищу Степану Голембиовскому, которие в том же 1708 году декабря 15 и гетман Скоропадский подтвердил своим универсалом ему ж Голембиовскому в ту полное владение, позаним универсалом до сих пор владеет оним селом и деревнею жена Голембиовского вдова здетми. А до ратуши оние ненадлежат и ненадлежали

В 35 вер. от Новозыбкова, в 9 от Туросны и в 6 от Медведова.

 

Здесь красивый и с хорошею утварью каменный храм арханг. Михаила. Иконы писаны академическою кистью. Все это дар усердия Николая Петровича Бороздны и его благочестивой супруги, урожденной Миклашевской.

 

О древнем местном быте найдено следующее. В грамоте 1625 г. «видим» сельцо Ведведово, пустошь Бутовские», а в универсале 1656 г. кроме того пустошь Борознина. Бутовск в 3 вер. и Борознино в 6 верстах от Киваев. «Село Киваи» в протокуле 1683 г. И так вероятно, что село Киваи существовало при московском правлении (1490–1618 г.), если только не было до татар.

По переписи 1767 г. показано церковной собственности дворовое место с садом, огородом, где высевается четверть конопли, пахотное поле, засеваемое 5 четвертями, сенокос на 40 возов, школа с двумя хатами и шпиталь.

Число прихожан: в 1770 г. 368 м. 360 ж., в 1790 г. 395 м. 390 ж., в1810 г. 424 м. 409 ж., в 1830 г. 460 м. 440 ж., в 1850 г. 539 м. 544 ж., в 1860 г. 583 м. 602 ж.

с. Киваи в 18 км к юго-востоку от Клинцов. Основано не позднее первой половины XVII века; упоминается как село с 1683 года. Со второй половины XVII века — владение стародубского магистрата, с 1705 — Голембиовских, позднее Рагузинских, Бороздны и других. Приход церкви Архангела Михаила упоминается с 1767 (в 1852 на средства Бороздны построена каменным зданием; закрыта в первой половине ХХ века, не сохранилась). До 1781 года село входило в Новоместскую сотню Стародубского полка; с 1782 относилось к Суражскому уезду, с начала XIX века в Новозыбковском уезде (с 1861 — в составе Великотопальской волости). С 1926 года в Клинцовской волости и уезде, с 1929 в Клинцовском районе. В середине ХХ века — колхоз «Атеист». До 2005 — центр Киваевского сельсовета (в 1954-1960 в Бутовском сельсовете). Максимальное число жителей 1180 человек (1926).

 

Киваи

Киваи – село Клинцовского района, Медведовского сельского поселения, в 18 км к юго-востоку от Клинцов. В Киваях была одна из усадеб рода Бороздён. От усадьбы практически ничего не осталось… Усадебная и сельская церковь Архангела Михаила, упоминаемая с 1767 г., закрыта в первой половине ХХ века. Не сохранилась.

В «Историко-статистическом описании Стародубского и Новозыбковского уездов» за 1873 год написано о селе Киваи: «Здесь красивый и с хорошей утварью каменный храм арханг. Михаила. Иконы написаны академическою кистью. Всё это дар усердия Николая Петровича Бороздны и его благочестивой супруги, урожденной Миклашевской». Благодаря их трудам в 1852 году церковь была перестроена каменным зданием и приобрела обновленный выразительный облик. После их смерти они оба были похоронены внутри церкви в церковном склепе.

Известно, что усадьба в Киваях несла в себе черты классической усадьбы начала XIX в., выстроенной на стыке малороссийской и российской провинциальной культур. Едва уловимы сохранившиеся остатки планировки регулярного парка.

ИСТОРИЯ СЕЛА КИВАИ

Киваи «при колодцах» заселены не позже первой половины XVII века и после поляков принадлежали к числу ратушных сел до 1705 года, когда Мазепою были отданы Степану Голембиовскому. Наследники Голембиовского, бунчуковый товарищ Михайл Голембиовский и значковый товарищ Иван Гуляницкий (Иван Гуляницкий был зятем Степана Голембиовского), село Киваи продали Гавриле Владиславичу-Рагузинскому по купчей 1735 года, в которой продавцы писали: «Мы в селе Киваях власние отческие наши чрез куплю набутие грунта и всякия угодия… из купленными подданическими пашними и бобилскими дворами, садами, огородами… и всякими угодиями як покойний отец наш всем тем купленным своим добром владел, так и мы все тое в посессию нашу по смерти отца и братов наших принявши, диспоновали, а тепер все тое… продали Иллирическому графу Гавриилу Владиславичу за сумму 5200 рублей всовито денег».

Село Киваи вместе с Туросною Гаврила Владиславич-Рагузинский завещал своей жене, а последняя в свою очередь завещала эти имения брату своему Ивану Бороздне. В 1726 году Гаврила вступил в брак с А.И. Бороздна, дочерью полковника Стародубского полка. Она вышла за него против воли её родителей. Брак этот был бездетным.

Савва Лукич Владиславич-Рагузинский под покровительством Петра I образует Топальскую волость, захватив множество окрестных деревень. В 1739 году перед смертью он завещал свою волость брату Моисею. Однако такие деревни, как Киваи, Смотрова Буда, Туросна, были переданы вдове бездетного брата Гаврилы Владиславича, и входили они в состав Голубовской волости.

По разделу с братьями Василий Бороздна получил село Туросна, где и жил. В.П. Бороздна – Новозыбковский поветовый маршал, служащий департамента горных и соляных дел, действительный статский советник министерства финансов. У Василия Петровича было трое сыновей и три дочери.

С усадьбой в Киваях связано имя Николая Бороздны, который родился в 1809 году в деревне Медведово (главной родовой усадьбе Бороздён), а похоронен был в 1880 году (и его супруга Е.М. Миклашевская) в фамильном склепе в их поместье в селе Киваи. «Н.П. Бороздна и его жена были захоронены ранее внутри церкви под мраморной плитой. Уникальным оказался тот факт, что момент варварского разрушения склепа Бороздён в церкви был запечатлён в памяти А.И. Беспаловой, которой было в то время 20 лет. Анна Сергеевна поимённо назвала пять фамилий людей, которые в этом участвовали. Она, а также другие жители села, подтвердили, что останки Н.П. Бороздны и Е.М. Миклашевской были выброшены из церкви и находятся сегодня где-то на территории разрушенной церкви. Точное местонахождение их на сегодняшний день установить невозможно.

Усилиями жителей села Киваи на месте разрушенного храма установлен поминальный крест с табличкой, на которой написано: «Крест установлен как напоминание о варварски разрушенном в 1930–1937 гг. храме. По переписи 1767 года указан в с. Киваи каменный храм Архангела Михаила. При церкви была школа с 2-мя хатами и шпиталь. Число прихожан в 1770 году числилось 730 душ, а в 1850 г. более 1000 душ».

По инициативе жителей села Киваи принято решение о возведении на месте разрушенной церкви Архангела Михаила церковного прихода. Для этой цели уже разработан проект и открывается специальный счёт для сбора пожертвований на строительство. Кроме того, было высказано пожелание о необходимости извлечения надгробной плиты семьи Бороздён, находящейся в настоящее время под полом школьной пристройки.__